Вирус заставил полюбить фармацевтов
Вирус заставил полюбить фармацевтов
Исследователи фиксируют рост доверия к производителям лекарств
«Коммерсантъ» от 09.06.2021, 11:00
Международное коммуникационное агентство Grayling выпустило исследование об отношении жителей шести стран, в том числе России, к фармацевтической индустрии после пандемии COVID-19. Опрос показал, что в целом отношение к фармацевтам улучшилось, однако существенна и доля тех, кто стал относиться к производителям хуже, чем раньше. Больше всего доверие к фармацевтам и местным вакцинам выросло в Китае, а меньше всего — во Франции, Германии и России.
Grayling провело исследование при поддержке исследовательского агентства Opinium Research. В опросе приняли участие 3 тыс. респондентов из шести стран — Великобритании, США, Франции, Германии, Китая и России. Опрошенным задавали вопросы не только об их отношении к фармацевтической индустрии, но и о доверии к произведенным в их странах вакцинам от COVID-19, каналам информации о работе фарминдустрии и аспектах оценки деятельности компаний.
В среднем 49% опрошенных во всех шести странах заявили, что их отношение к фармацевтическим компаниям улучшилось во время пандемии COVID-19, тогда как 35% заявили, что пандемия никак не повлияла на их отношение к фарме, а 15% — что стали относиться к этой индустрии хуже.
Больше всего отношение к фармацевтам улучшилось в Китае — у 89% опрошенных, всего у 2% опрошенных китайцев отношение ухудшилось. Сдержаннее всего оказались французы (у 33% отношение улучшилось, у 41% не изменилось, у 24% ухудшилось) и немцы (у 35% отношение улучшилось, у 44% не изменилось, у 20% ухудшилось). Недалеко от них оказались опрошенные россияне — в большинстве оказались те, у кого отношение к фарме из-за пандемии никак не изменилось,— 43%. Улучшилось отношение у 40% опрошенных, ухудшилось — у 14% опрошенных россиян. В Великобритании и США цифры распределились примерно одинаково — 52% британцев и 46% американцев стали лучше относиться к фармацевтическим компаниям, у 38% британцев и 35% американцев отношение не изменилось, у 10% британцев и 17% американцев — ухудшилось.
Отвечая на вопрос, оказывает ли фармацевтическая промышленность в целом положительное или негативное влияние на общество, 58% респондентов из России заявили о положительном воздействии, а 16% — об отрицательном. Для сравнения: самый высокий уровень позитивного отношения оказался в Китае — 90%, а средний показатель по миру составил около 63%.
Говоря об осведомленности о деятельности фармкомпаний в целом, более 84% взрослых россиян слышали что-либо о фармацевтических компаниях во время пандемии. При оценке их деятельности наиболее важным аспектом стала безопасность фармпрепаратов (85%), за которым следуют справедливость цен на лекарства (76%) и этичность фармацевтического бизнеса (71%). Пандемия повысила узнаваемость всех ведущих фармацевтических производителей, но самый большой рост показали AstraZeneca и Pfizer — на 22% и 17% соответственно. 76% слышали новости о фармкомпаниях по телевидению, 32% читали в журнальных статьях, 31% видели в социальных сетях, в постах от незнакомых людей, 30% слышали от друзей и семьи.
Что касается уровня доверия вакцинам, произведенным или изобретенным в их странах, то здесь
Россияне оказались в лидерах по скептическому отношению к местным вакцинам. Лишь 49% опрошенных россиян заявили о доверии к ним.
Хуже отношение к местным вакцинам оказалось лишь в Великобритании — уровень доверия 45%. Для сравнения: в Китае этот показатель составляет 86%, в Германии, Франции и США — 66%, 63% и 60% соответственно. Исследователи Grayling отмечают, что одним из факторов, который может повысить доверие к вакцинам, является информация о том, собирается ли производитель извлекать из продажи препарата выгоду во время пандемии: 48% опрошенных россиян и американцев заявили, что поверят вакцине, если производитель обещает не извлекать из нее выгоду. В Великобритании таких оказалось 46%, во Франции — 52%, в Германии — 53%, в Китае — 84%.